Ив Сен-Лоран: этапы творчества и биография

Худшие из повторяющихся кошмаров происходят наяву. «Меня не хотели выпускать и постоянно держали на транквилизаторах. Я был в комнате один, а люди приходили и уходили. Сумасшедшие люди. Настоящие сумасшедшие… Все, что вызывает ужас, там было. Я так боялся, что за два с половиной месяца лишь один раз вышел в уборную. Под конец я весил килограммов тридцать пять, голова была как в тумане. Доктор, который меня лечил, говорил, что мне давали самые большие дозы транквилизаторов, разрешенные в терапии…» — вспоминал знаменитый модельер свое пребывание в психиатрическом отделении парижского военного госпиталя Валь-де-Грас. 

24-летнего Ива Сен-Лорана, самого молодого главу модного дома того времени, привезли в клинику из Алжира, где он служил в армии. Хрупкая нервная система столичного кутюрье не выдержала казарменного быта и притеснений от сослуживцев. Добила модельера новость, что в дом Christian Dior вместо него назначили другого художественного руководителя. Впрочем, предсказуемо: ходили слухи, что вызов кутюрье на военную службу подстроил его наниматель Марсель Буссак (на фото ниже), текстильный магнат и могущественный владелец модного дома, ранее обеспечивавший гениальному подчиненному отсрочки от армии. Недовольный последней коллекцией Сен-Лорана, Буссак решил от него избавиться. Ива отправили в Алжир, где в это время шла война за независимость от Франции.

Вместо положенных 27 месяцев Сен-Лоран прослужил 20 дней и слег с сильнейшим нервным срывом. Врачи диагностировали у него маниакальную депрессию. Сен-Лорана лечили электрошоком. Посетителей к нему не пускали. За несколько недель Ив потерял свободу распоряжаться собой и карьеру в престижном доме моды.

Ив Сен-Лоран родился 1 августа 1936 года в городе Оран в Алжире в семье страхового агента. Детство и юность Сен-Лорана прошли в кругу семьи, в атмосфере «дружбы и счастья». В Оране будущий модельер учился сначала в колледже, затем в лицее. Рисовать начал в 8 лет, в 11 лет увлекся театром, в 14 лет начал делать домашние кукольные постановки: рисовал и строил декорации, делал маленьких кукол, одевал их в костюмы из старых тряпок, которые сам раскрашивал. Шить в то время Сен-Лоран ещё не умел, и его костюмы для кукол были клееными. Поставил спектакли «Школа жён» Мольера, «Двуглавый орел» Кокто, «Для Лукреции» Жироду, «Жанна д`Арк» («Святая Иоанна») Шоу, которые показывал сестрам и кузинам. В художественном становлении Ива Сен-Лорана заметную роль сыграли костюмы и декорации Кристиана Берара (на фото ниже), живопись Анри Матисса, Диего Веласкеса, Эдуарда Мане. 

 Несмотря на то, что все предки Ива были связаны с юриспруденцией, мать будущего дизайнера сумела распознать художественный талант сына. Именно благодаря ей в возрасте 17 лет Ив Сен-Лоран получил возможность переехать в Париж.

В 1953 году, еще не окончив школу, Ив отправил три эскиза на конкурс молодых модельеров, организованный Международным секретариатом производителей шерсти, и занял первое место. Приехав на церемонию награждения в Париж, познакомился с Мишелем де Брюноффом, главным редактором французского издания Vogue. Сдав выпускные экзамены в лицее в Оране, 17-летний Сен-Лоран перебрался в столицу Франции и записался в школу модельеров при Палате высокой моды. Тогда же была одержана и первая творческая победа, определившая судьбу 17-летнего Ива Сен-Лорана — его маленькое чёрное платье для коктейля получило первую премию на конкурсе, организованном Международным секретариатом по шерсти. Успех он разделил еще с одним начинающим дизайнером – Карлом Лагерфельдом.

Окончив Палату высокой моды, юноша подготовил эскизы для журнала Vogue. Ив принес их де Брюноффу, и редактору бросилось в глаза сходство с рисунками, которые в то же утро показывал ему Кристиан Диор. А ведь в Париже говорили, что от этого кутюрье зависит, какой длины будут носить юбки во всем мире.  На молодое дарование обратил внимание главный редактор Vogue Paris Мишель де Брюноффа, человек, имевший колоссальное влияние в индустрии моды. Именно благодаря его протекции Сен-Лоран сумел попасть на работу к самому Кристиану Диору. Де Брюнофф представил Сен-Лорана и его работы господину Диору, и мэтр сразу же нанял юношу.

«Сначала я даже не мог разговаривать в его присутствии. Он научил меня основам этого искусства. И что бы в дальнейшем ни происходило в моей жизни, я всегда помнил о годах, проведенных рядом с Диором».

Диор назначил Сен-Лорана своим старшим ассистентом. Должность создали специально для Ива, и он был первым и единственным на этом посту. Сначала юноше поручали декор помещений, разработку аксессуаров, но постепенно маэстро начал включать его модели в свои коллекции. Принятых эскизов становилось все больше.

Люсьенна Сен-Лоран, мать Ива, рассказывала, как в августе 1957 года Кристиан Диор пригласил ее на встречу и сообщил, что сделает юношу своим преемником. Женщину смутило это заявление, ведь Диору было всего 52. Однако в октябре того же года модельер скончался от сердечного приступа. 

Владелец Dior Марсель Буссак хотел закрыть свой модный дом. Однако его переубедили партнеры: в составе предприятия было 24 ателье, где работало больше тысячи сотрудников; половина французского экспорта модной одежды приходилась на Dior. В 21 год Ив Сен-Лоран был назначен художественным руководителем дома. Новый мэтр в сжатые сроки, за две недели, подготовил более 600 эскизов для своей первой коллекции. Ее Ив представил 30 января 1958 года. Силуэт «трапеция», который обыграл формы традиционного русского сарафана, включение черного цвета, соединение в одном показе коротких и длинных платьев понравились и зрителям, и покупателям, и прессе.

Первая коллекция Сен Лорана «Трапеции» приносит Дому Dior оглушительный успех. В преддверии показа все полагали, что новый глава унаследует манеру своего предшественника, создававшего женственные коллекции с приталено пышными силуэтами. Но короткие трапециевидные платья, которые представил публике Ив Сен Лоран, оказались совершенно иным направлением в моде. До сих пор коллекции Dior отличались плавными, округлыми очертаниями и адресовались женщинам с уже сформировавшейся, зрелой красотой. В дефиле же Сен Лорана, напротив,  явственно ощущался дух молодости, его изделия были исполнены резких линий, непривычных пропорций.

«Высокий полет на „Трапеции“ наследника Dior», — писал в марте журнал Life. Фото кутюрье появилось на обложке Paris Match с подписью: «Dior без Диора».

«Крайне редко чудо происходит тогда, когда о нем просят. Чудо произошло», — сообщала читателям газета New York Times. На этом показе присутствовал Пьер Берже. Менеджер, помогавший художникам добиться успеха, Берже, по его словам, тогда о моде ничего не знал. В том же году у Сен-Лорана и Берже начался роман.

В июне 1959 года вместе с двенадцатью манекенщицами прилетел в Москву c коллекцией верхней женской одежды, став первым, кто представил французскую моду в СССР.

Молодой модельер живо интересовался всем, что происходило в современной культуре. Осенне-зимнюю коллекцию 1960 года он создал по мотивам стиля битников — «Битник» (Beatnik). Это было неслыханно. Давним клиенткам дома, среди которых были герцогиня Виндзорская и супруга иранского шаха, предлагалось одеться как полунищие любители философии, заседающие в ночных клубах Монмартра. Черные водолазки — прекрасного качества, кожаная куртка — из кожи аллигатора, но даже великолепно выполненный трикотажный мотоциклетный шлем было невозможно продать дамам из высших кругов.

Буссак набросился на Ива с упреками: тот слишком далеко отошел от привычного стиля. Коллекцию ждал провал в продажах. Тогда-то Иву и вручили повестку в армию, после чего он потерял все.

Так ему казалось. Но у Ива оставались два сокровища — талант и близкие люди. Берже преодолел запреты врачей и навестил друга в клинике. Это придало Сен-Лорану сил. Он начал строить планы и вскоре принял решение открыть собственный дом моды. Берже добился, чтобы Ива выписали и комиссовали. Модельер обрел свободу, но средств на новое предприятие не хватало.

Берже продал квартиру на острове Сен-Луи. Он же нашел инвестора, который поверил в Сен-Лорана: миллионера Джесси Мака Робинсона. Впервые американец инвестировал во французский дом высокой моды, и его имя держали в тайне два года. Сен-Лоран отсудил у Дома моды Dior за нарушение условий трудового договора компенсацию в 680 тысяч франков. В 1961 году была зарегистрирована торговая марка Yves Saint Laurent. 4 декабря дом моды открылся.

29 января 1962 года прошло первое дефиле. Увидеть возвращение «маленького принца моды» пришел весь свет: баронесса Ротшильд, писательница Франсуаза Саган, аристократы и коллеги по профессии. Открывала дефиле модель в белых брюках и коротком широком пальто, в котором угадывался… бушлат военных моряков. Так Ив Сен-Лоран заявил, что заставит мужскую одежду служить женщинам, подчеркивать их элегантность и обеспечивать им комфорт.

В показе впервые в истории парижской высокой моды участвовала чернокожая манекенщица.

В 1965 создал коллекцию платьев по мотивам творчества художника-абстракциониста Пита Мондриана. За коллекцию Mondrian журнал Women’s Wear Daily назвал Сен-Лорана королем Парижа.

В 1960 году Сен-Лоран вывел на подиум высокой моды субкультуру — поступок, намного опередивший свое время, а потому не понятый и не принятый тогда. Вернув славу и влияние, Ив продолжал двигаться на шаг впереди коллег. Он выбирал предметы одежды, связанные с мужским трудом и статусом в обществе: деловой и охотничий костюмы, униформу, — и делал их женскими.

Начав с бушлата, в 1966 году Сен-Лоран представил вещь, ставшую легендарной, — женский смокинг. 

В 1966 году запустил линию прет-а-порте Rive Gauche, первым из кутюрье открыв специальный бутик готовой одежды.

В 1967-м он предложил стиль, который мы сегодня называем сафари, и брючные костюмы. Представил публике женский брючный костюм и куртку по образцу формы французских колониальных войск — начало стиля сафари.

В 1967 году в фильме «Дневная красавица» Катрин Денев была одета в наряды от Сен-Лорана. Очень люблю ее луки в этом фильме. За эту работу дизайнер удостоился премии «Оскар», а сама Денев стала музой Сен-Лорана на всю жизнь.

В 1968 включив в коллекцию прозрачные на груди платья, ввел в моду прозрачные элементы в женской одежде.

Создал женский комбинезон по мотивам комбинезонов летчиков.

В этом же 1968 году разгар вьетнамской войны Сен Лоран создает коллекцию, выполненную в камуфляжной стилистике и названную экспертами «сенсационной».

Практически каждое дефиле кутюрье отличал эпатаж, отмеченный его нестандартным видением  моды. Маэстро черпает вдохновение в работах Пикассо, Ван Гога, Уорхолла и сам способен слздавать вокруг себя атмосферу провокации и эпатажа. 

В 1971 создал коллекцию Libération «40s», основанную на парижской моде периода немецкой оккупации. Она привела всех критиков моды в изумление. Складывалось ощущение, что дизайнер приобрел все вещи на блошином рынке. Так в мире моды впервые появился стиль ретро, который быстро набрал популярность, хотя в момент появления коллекции многие были настроены враждебно по отношению к ней. Пресса разгромила показ, тем не менее мода 1970-х годов и далее многое заимствовала из 1940-х.

 В 1971 году Ив выпустил духи «Рив-гош», по названию богемной части Парижа.

В 1972 году вышел первый мужской аромат марки Yves Saint Laurent, получивший название «Pour Hommes». Реклама парфюмерной новинки вызывала бурю негодования и возмущения: на плакатах был запечатлен сам Ив Сен-Лоран в обнаженном виде. Многими годами позже этот снимок получил статус «легендарного» и вошел в историю не только моды, но и фотографии.

Свадьба Мика и Бьянки Джаггер. 1971 год. За солиста The Rolling Stones девушка выходила замуж в смокинге от Сен-Лорана, надетом на голое тело, и сделала эту вещь фантастически популярной

В 1977 Дом Yves Saint Laurent выпустил парфюм Opium — легендарный аромат, до сих пор один из самых продаваемых во Франции.

Сотрудничал с балетмейстером Роланом Пети, создал костюмы для его балета «Собор Парижской богоматери» (1965)

 и дуэта «Гибель розы» (1973, поставлен для Майи Плисецкой)

 

 

Также неоднократно создавал костюмы для супруги Пети, балерины Зизи Жанмер и её различных ревю.

В 1976 году Ив Сен-Лоран создал коллекцию, посвященную русскому балету и опере. В честь ее выхода впервые в истории моды был устроен театрализованный показ, который прошел в золотых залах отеля InterContinental.

«Это революционная коллекция, которая полностью меняет направление в мировой моде!»

New York Times

Вот на что должны смотреть наши дизайнеры, пытаясь выйти на мировой рынок. Француз Сен-Лоран больше уловил наш дух, чем все эти Ульяны, Славы и Валентины вместе взятые.

В 1981 году получил Международную премию Американского совета модельеров. В 1983 году стал первым модельером, которому при жизни была посвящена прижизненная ретроспективная выставка в нью-йоркском музее Метрополитен — «Ив Сен-Лоран. 25 лет творчества».

Примерно с конца 1980-х годов начал всё больше болеть, лечился от алкогольной и наркотической зависимости. В 1992 году его компаньон, Пьер Берже, заявил о «конце высокой моды», на протяжении всех 1990-х годов их модный дом преследовали финансовые трудности. В 1998 году выпуск женских коллекций Берже поручил молодому модельеру Альберу Эльбазу.

Тогда же, в 1998—1999 годах, Американский совет модельеров отметил его деятельность Премией Джофри Бина за пожизненные заслуги. В январе 2002 года Ив Сен-Лоран окончательно отошёл от дел.

Скончался после продолжительной болезни 1 июня 2008 года в возрасте 71 года в своём парижском доме. Похороны, назначенные на 6 июня, были перенесены на день раньше по просьбе президента Франции Николя Саркози. Прощание с модельером прошло 5 июня 2008 года в Париже, на улице Сент-Оноре в районе церкви св. Роха, где на полдня было перекрыто движение.

Переводя мужские формы в женственный крой, черпая вдохновение в произведениях искусства, он за несколько лет утвердился в статусе великого дизайнера-революционера, определившего не длину юбок, а весь гардероб женщин XX и XXI веков. «Жалею только о том, что не я придумал джинсы», — говорил Сен-Лоран.