Как научить ребенка не перебивать взрослых

Как научить ребенка не перебивать взрослых

Есть множество «взрослых» разговоров, в которых участие ребенка совсем неуместно. Кроме того, из-за бесконечного «мам, мам, мам…» диалог становится невозможным. Стоит ли немедленно уделить внимание ребенку или продолжить разговор – зависит от ситуации. Конечно, если происходит что-то внештатное или срочно нужна помощь, то родитель должен немедленно отреагировать. Однако если вы понимаете, что никакой срочности нет, а ребенок просто пытается привлечь к себе внимание, то стоит принять меры. Задача отучить сына или дочь влезать в разговоры и не перебивать взрослых – сложная, но вполне решаемая.

Почему перебивать – плохо

Расскажите малышу о правилах этикета, которые созданы для комфортного сосуществования людей в социуме. Именно комфортного: по этикету перебивать собеседника считается моветоном, так как дискомфорт испытывают оба участника общения. Тому, кого перебили, неприятно, так как ему не удается спокойно донести свою мысль. В то же самое время ребенок не получает заинтересованного участия, в котором нуждается, и которое, перебивая, пытается получить «силой». То есть ребенок, жаждущий внимания, получит в ответ раздраженное одергивание и будет разочарован.

Объяснять это надо наедине, а не прилюдно, приводя примеры вторжения в детский разговор. Например: «Вот вы с Ваней обсуждаете, какую лучше башню строить, а я постоянно перебиваю вас и говорю о пользе овсяной каши. Тебе понравится это? Или ты смотришь мультфильм, а я тебе говорю через каждую минуту: посмотри, как я красиво салат нарезала, посмотри, какая морковка у меня интересная…»

С более взрослым ребенком это можно обсудить в надежде что такого объяснения будет достаточно. Но это работает далеко не всегда. Особенно с детьми младшего возраста.

Малыши желают получить внимание взрослого немедленно и любой ценой. Одна из причин в том, что ребенок нуждается в любви взрослого. А что такое внимание? Это «заменитель» любви. Если ребенок не дает разговаривать, это может быть сигналом того, что с ним надо больше общаться. Даже если так и есть, нельзя допускать манипуляций ребенка вашим чувством вины вечно занятого взрослого. Следует помнить, что полностью удовлетворен объемом родительского внимания малыш вряд ли когда-нибудь будет. Разве что тогда, когда совсем вырастет.

Читайте также

Как научить ребенка не перебивать взрослых

Где взять время на ребенка?

Как научить ребенка не перебивать взрослых

«Особое время» для ребенка

«Особое время» для ребенка

Для того, чтобы компенсировать недостаток внимания в интенсивном ритме родительской жизни, полезно вводить ежедневно по 15-30 минут «безусловного» времени – когда родитель полностью погружен в общение или игру с ребенком. Желательно, чтобы это происходило в одно и то же время дня и не совпадало со временем укладывания ребенка спать. В течение этих минут родитель не должен отвлекаться на телефон, переписку и разговоры с другими людьми. Эти правила не должны нарушаться.

Как правило, такое ежедневное общение практически полностью удовлетворяет потребность ребенка в близости с родителем, и проблема некорректного «стяжательства» внимания теряет свою остроту.

Но зачастую малыш перебивает, потому что не знает, как вести себя иначе. В любом случае он не должен чувствовать от родителей раздражение и слышать окрики: «Замолчи! Не мешай! Уйди, прекрати» и прочие «не будь, не существуй, не живи». Да-да, для детского сознание эти слова несут именно такой смысл. Ребенка нужно научить вести себя иначе и предложить альтернативу, от которой выиграют все. Важно, чтобы он при этом чувствовал уважение родителя к его потребностям и интересам.

Attends!

Научиться не перебивать, а ждать подходящего момента очень важно не только по соображениям приличия и комфорта, но и для развития саморегуляции и социальных навыков.

В книге «Французские дети не плюются едой» американской журналистки о секретах и лайфхаках французского воспитания говорится, как волшебно и примерно ведут себя французские детишки и как часто (чаще остальных) звучит слово аttends. Означает оно «потерпи, подожди», и на этом понятии буквально зиждется французская система воспитания детей с самого их рождения, которая, надо сказать, дает весьма благодатные плоды.

Действительно, ребенок должен уметь подождать и потерпеть, но самое главное – он должен быть уверен, что получит то, чего ожидает. Обязательно. Железобетонно. Если этого не происходит, то ничего не получится.

Что делать?

Как и в любых воспитательных практиках важны так называемые три кита: личный пример, последовательность и творческий подход. Если ребенок видит взаимоуважение собеседников на родительском примере, то ему будет проще поверить в то, что требования родителей к нему справедливы, и его легче будет этому научить.

Выбрав для себя определенный прием, следовать ему нужно всегда, и важно, чтобы обязательно было отведено время для решения проблем ребенка.

Говоря о воспитательных приемах, можно предложить систему условных сигналов. Например, мама разговаривает, а ребенок, которому хочется что-то сказать, кладет маме руку на плечо или на руку, и мать, в свою очередь, молча берет его руку в свою. Это будет означать, что она поняла и выслушает ребенка, когда закончит свой разговор.

Маленьким детям зачастую достаточно ощущения эмоциональной связи с родителем. Правда, и терпения у них для этого практически нет. С малышами, например, можно применить такой прием: во время телефонного разговора приобнять его, погладить по спинке. Можно делать это, не прекращая разговора. Как правило, это работает. Вариантов может быть множество. Главное – быть изобретательными и находить время и возможности выслушивать своих детей.